Кеесхонд(вольфшпиц)

Объявление

ФОРУМ ПОРОДЫ КЕЕСХОНД(ВОЛЧИЙ ШПИЦ).ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ И ПОЧИТАТЬ ФОРУМ ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кеесхонд(вольфшпиц) » ОБЩЕНИЕ » Отзовитесь кто смотрит турецкий сериал Великолепный век


Отзовитесь кто смотрит турецкий сериал Великолепный век

Сообщений 1 страница 20 из 103

1

Интересно из участников форума есть любители этого серияла или я одна такая помешанная на нем?

http://s1.uploads.ru/dKaAR.jpg

Отредактировано Винсент (27.09.2012 16:32:29)

0

2

Винсент
Мне очень стыдно, но я то же его смотрю!!!!
Правда ворчу - мне очень нравится музыка костюмы и ещё не пойму что...., но, чушь и враньё - первостатейное.
Смотрю с удовольствие, не понимаю почему, там наверное какая то хитрость есть, типа 25 кадра... :hobo:
Одежда в гареме - того времени - ни как не Европейская, женщинам хода, даже (а может особенно царственным) ходу из собственных покоев не было! Ни по коридорам дворца, тем более из дворца не возможно было выйти. Ни одному мужчине в том мире нет дела до женских чувств. Дети не воспитывались матерью, после 7 лет - полная собственность отца и воспитание мальчиков вне гарема. Не возможно - смерть на месте, мужикам так шляться по гарему... и прочему народу, и много чего ещё не понятно зачем навранного про мусульманский рай и свободу. (глубоко уважаю любую веру, всё говорю только касательно фильма).
Хуррем, Хасеки, Роксолана - историческое лицо, АНАСТАСИЯ, вот фамилию забыла... (почему там Александра? :dontknow:), девушка из Западной Украины, образованнейшая женщина того времени, жена Восточного владыки, знала (и писала)Турецкий, Персидский, Фарси, по моему Греческий языки - сделала очень много для не нападения Османами на христианские (в основном славянские) страны, выкупала пленников и отправляла домой, играла огромную роль в политикев Турции, в Стамбуле, есть комплекс построек Хасеки. После неё осталось литературное наследие, большое количество стихов и газелей - любовная лирика. То есть очень не заурядная личность - но про это в фильме - ни чего, только самка и не очень то отягчённая совестью...
У нас была тема про книги - я рекомендовала прочитать роман Павло Загребельного "Роксалана", это как раз про неё!!! Роман тяжёлый, пишет он сложно,,,но мой любимый, знаю почти наизусть, перечитываю постоянно (когда сила духа ослабевает)
Винсент
Ира,А чего хотели то услышать? А то я, как то напала...нет,смотрю с удовольствием и хочу узнать чем кончится, ( Роксолана умерла в возрасте 54 лет, Сулейман её пережил , любил всю жизнь...и затосковал навеки)хотя посмеиваюсь на всякие несуразности, фильм околдовывает и доставляет мне удовольствие!!!
Воть!!! [взломанный сайт]

Отредактировано Елена Т (27.09.2012 17:39:47)

0

3

Ну слава богу есть с кем пообщаться на эту тему.

Смотрю сериал с удовольствием: плачу и радуюсь как ребенок вместе с героями. Потом психану когда Хюрем гнобят, зарекаюсь, что смотреть больше не буду, но опять смотрю. Не знаю тоже почему, но меня как приворожили к этому фильму.

Да, культура совсем другая, порой нам не понятная. Но в этом и весь перец! Меня всегда зачаровывал восток, но попасть туда лично не хотела бы.

Начинала читать книгу "Роксолана", но терпения не хватило - бросила это дело.

Где смотрите сериал? В инете?

Отредактировано Винсент (27.09.2012 17:48:44)

0

4

Винсент
Смотрю дома, каждые выходные, даже повтор смотрела, изводя мужа и его друзей по субботам!!! Мы  собираемся, и мужчины, от наших рыданий... :mad:  :angry:

Винсент написал(а):

Да, культура совсем другая, порой нам не понятная. Но в этом и весь перец! Меня всегда зачаровывал восток, но попасть туда лично не хотела бы.

Очень и очень много вранья, полная дизориентация, но очень красиво подано...
Я вообще люблю интелектуальное, смысловое кино, но вот и это смотрю и индийские фильмы люблю, особенно старые....и чипсы разок в месяц захомячу... [взломанный сайт]

0

5

Елена Т

На канале Домашний? Так вы получается только 2 сезон смотрите?

0

6

Может кого то заинтересует данный сериал. Вот немного из истории:

Роксолана
(Анастасия Гавриловна Лисовская)
Биография

Она единственная женщина в султанском гареме, имеющая официальный титул. Она - султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть.Она женщина, заставившая султана навсегда забыть о гареме.
Но в Европе она известна больше под именем Роксолана. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на последнем приеме во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!

Первая половина XVI в. была временем, когда турки вместе с подвластными им татарами беспощадно грабили территории юго-восточной Европы. «Священная война» мусульман за свою веру имела целью порабощение христиан и оправдывала любые злодеяния.

В 1512 г. волна опустошительных набегов докатилась и до современной Западной Украины, ко-шрии находилась тогда под властью Речи Посполитой. Историки считают, что в этом нападении участвовала армия численностью в 25 тыс. человек. Захватчики прошли от низовьев Днепра до Карпат. Разорение и горе, принесенное ими, были так велики, что до сих пор живут в фольклоре зарубками памяти о турецкой неволе и образе лютого врага. Через всю Украину тянулись скорбные дороги невольников - в крымкий город Кафу (современная Феодосия), на самый большой рынок рабов, а затем через море в Стамбул. Этот путь проделала в числе других полонянок и девочка, поповская дочь из городка Рогатин (теперь Ивано-Франковская область) Настя Лисовская.

   
  Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина - небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.

Сначала пленница попала в Крым - это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. Пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

В столицу султанов прекрасную пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин - его имя история не сохранила. По прихоти переменчивой Судьбы в первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше. Турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.

Узнав для кого предназначена рабыня, торговец подарил ее султану в знак уважения. Такой поворот дел дал возможность Роксолане стать законной женой Сулеймана, что было бы невозможно, если бы ее купили за деньги. Попав в Топкапы, Роксолана приложила много сил, используя свою хитрость и очарование, чтобы завоевать расположение султана.

   
 
Существует легенда о том, как Хуррем (Роксолана)попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака - что приготовить для девчонки: одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь.

Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана – знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного - права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками.

Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.

Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.

Постоянные интриги при дворе Сулеймана развили в Роксолане способности психолога. Она изучала людей, их поведение и, как результат, всегда знала, кому что нужно сказать и как действовать. Так что вскоре султан обнаружил, что именно Хуррем с ее острым умом способна дать лучший совет в государственных делах. Будущая султанша Османской империи ежеминутно была настороже, потому что там, где ей выпала доля жить, действовал только одни закон: или уничтожают тебя, или уничтожаешь ты.

 
   
  Султанша-просветительница

Свадьба Сулеймана и Роксоланы отмечалась в 1530 году. В истории османов это был невиданный случай – султан официально женился на женщине из гарема. Роксолана стала для него воплощением всего, что он любил в женщинах: она ценила искусство и разбиралась в политике, была полиглотом и прекрасной танцовщицей, умела любить и принимать любовь. Ничто их так не радовало, как возможность побыть наедине.

Вот что писал один иноземец (британский дипломат, служивший в Стамбуле) о свадьбе Сулеймана со своей наложницей Хюррем: « На этой неделе в Стамбуле произошло невиданное доселе событие: султан Сулейман объявил султаншей свою украинскую наложницу Роксолану, ввиду чего в Стамбуле состоялось большое празднество. Нельзя передать словами пышность свадебной церемонии, состоявшейся во дворце. Было устроено общее шествие. Ночью же все улицы были иллюминированы. Повсюду были устроены увеселения, на которых играли музыканты. Дома были разукрашены. Народ пребывал в восторге. На площади Султанахмет была сооружена большая трибуна, перед которой состоялось состязание. На празднество пришли Роксолана и другие наложницы. Участвовали в состязании мусульманские и христианские рыцари. Затем состоялось представление с участием канатоходцев, фокусников, диких зверей, среди которых были и высоченные жирафы. По поводу свадьбы в Стамбуле ходили разные слухи. Однaко никто не знал в точности того, что произошло ».

Сулейман и Хуррем могли часами говорить о любви, политике, искусстве… Они часто общались стихами. Роксолана, как настоящая женщина, знала, когда надо промолчать, когда взгрустнуть, а когда засмеяться. Не удивительно, что во время ее правления унылый гарем превратился в центр красоты и просвещения, а саму ее стали признавать правители других государств. Султанша появляется на людях с открытым лицом, но несмотря на это, пользуется уважением видных деятелей ислама, как образцовая правоверная мусульманка.

Дворцовая гвардия боготворила "смешливую госпожу", которую никогда не видели без очаровательной улыбки на лице. Роксолана платила тем же. Она построила для янычар казармы-дворцы, увеличила жалованье и наделила новыми привилегиями. Когда Сулейман II, оставив управлять империей жену, отправился усмирять мятежные народы Персии, он буквально выскреб казну.
   
  Это не смутило хозяйственную супругу. Она распорядилась открыть в европейском квартале и в портовых районах Стамбула винные лавки, после чего в сокровищницу османских правителей потекла звонкая монета. Этого показалось мало, и Роксолана велела углубить бухту Золотой Рог и реконструировать причалы в Галате, куда в скором времени стали подходить не только легкие или средние, но и крупнотоннажные суда с товарами со всего мира. Торговые ряды столицы росли, как грибы после дождя.

Полнилась и казна. Теперь у Хуррем-султан хватало денег и на то, чтобы возводить новые мечети, минареты, дома престарелых, лечебницы - много чего. Султан, вернувшийся из очередного победоносного похода (он не проиграл ни одной битвы!), не узнал даже дворец Топкапы, который перестраивался на средства, добытые предприимчивой и обожествляемой женой.

Роксолана родила Султану 5 детей - четверо сыновей и одну дочь Мириам.

Мехмед (тур. Mehmed) (1521 - 1543)
Мириам (тур. Mihrimah) (1522 - 1578)
Селим (тур. Selim) (1524 - 12 декабря 1574)
Баязид (тур. Bajezid) (1525 - 28 ноября 1562)
Джангир (1533 - 1553)
 

   
  Сулейман больше всего любил свою единственную дочь Мириам. В 1539 году ее выдали замуж за Рустем-пашу, который позже стал великим визирем. Сулейман также построил в честь дочери мечеть.

Из сыновей отца пережил лишь Селим. Остальные погибли в ходе борьбы за трон. В том числе и сын Сулеймана от третьей жены Gulbahar - Мустафа. Говорят, что добрый Джангир умер от огорчения за своим братом.

Сулейман воевал, расширяя границы Османской империи. А Роксолана писала ему нежные письма.

”Мой султан, - писала она, - какая безграничная и жгучая боль расставания. Спасай меня, несчастную, и не задерживай своих прекрасных писем. Пусть душа моя получить хоть каплю радости от твоих посланий. Когда нам их читают, твой слуга и сын Мехмед и твоя рабыня и дочка Мигрима плачут, тоскуя за тобой. Их слезы сводят меня с ума”.

”Моя дорогая богиня, моя удивительная красота, - отвечал он, - госпожа моего сердца, мой самый яркий месяцу, моих желаний глубинных спутница, моя единственная, ты мне милее всех красавиц мира!”
   
   
Вынашивание коварных планов

Султан Сулейман был суровым замкнутым человеком. Он любил книги, сочинял стихи, уделял много внимания войне, но был равнодушен к разврату. Как полагалось «по должности», он женился на дочери черкесского хана Гульбехер, но ее не любил. И когда встретил свою Хуррем, то нашел в ней свою единственную избранницу.

Своего первенца Хуррем назвала Селимом - в честь предшественника ее мужа, султана Селима I (1467-1520 гг.), прозванного Грозным. Роксолана очень хотела, чтобы ее маленький златокудрый Селим стал таким же, как его старший тезка.

Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа - старший сын первой жены падишаха, красавицы-черкешенки Гульбехер.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить.

В гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Поэтому Роксолана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!

Кровавые жертвы Роксоланы

Первой жертвой Роксоланы стал выдающийся державный деятель Турции визирь-меценат Ибрагим, которого в 1536 году обвинили в излишней симпатии к Франции и задушили по приказу султана.

Место Ибрагима сразу же занял Рустем-паша, которому симпатизировала Роксолана. За него она отдала замуж свою 12-летнюю дочь (Рустему было 50 лет). Позднее Рустем тоже не смог избежать придворных интриг своей тещи: использовав родную дочь в качестве лазутчицы, Роксолана изобличила зятя в предательстве султана и - как следствие - Рустем-паша был обезглавлен.

   
  Но перед этим Рустем-паша выполнил свое предназначение, ради которого и был выдвинут коварной владычицей. Хуррем с зятем смогли убедить султана в том, что наследник престола Мустафа (сын Сулеймана и Гульбехер) завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом.

К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву крайней подозрительности деспота, неусыпно охранявшего свою власть…

Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана Мустафу, его братьев и внуков султана задушили шелковым шнурком. Их мать Гульбехер сошла с ума от горя и вскоре умерла.

Однажды Валиде Хамсе, мать Сулеймана, имевшая на него влияние, сказала ему все, что думала про «заговор», казни и его любимую жену Роксолану. После этого она прожила меньше месяца. Считается, что в этом ей «помогли» несколько капель яда...

Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, были разысканы и убиты.

Роксолана так и не увидела воплощение своей мечты - она скончалась ранее, нежели взошел на трон ее любимый сын Селим. Он царствовал восемь лет. И вопреки Корану любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. Академик Крымский охарактеризовал его как «выродка-алкоголика и жестокого деспота». Правление Селима не пошло на пользу Турции. Именно с него начинается упадок империи Османов.

В оправдание Хуррем можно сказать только то, что если бы она не вела себя таким образом, с ней случилось бы то же, что она делала с другими. Возможно, с точки зрения нашей эпохи ее действия выглядят неприемлемыми, но в эпоху Роксоланы это был единственный способ выживания и самосохранения. Например, братоубийство – это способ предотвращения междоусобиц, которые могли привести к расколу государства.

Возлюбленная Сулеймана II умерла в 1557 году и была погребена со всеми подобающими почестями.

0

7

Винсент написал(а):

Интересно из участников форума есть любители этого серияла или я одна такая помешанная на нем?

Нет, не одна))) Я тоже :flag: !!!! Так фильм понравился, чисто случайно в выходные попала.... и подсела!!!  так мои выходные все и прошли возле телевизора, хотя ругаю своих если постоянно возле экрана сидят. Получилось  с середины фильма смотреть, но заворожил фильм и вот скачиваю с интернета с начала фильм и смотрю) И в выходные на домашнем серии не пропускаю, тоже уже на эти часы телевизор занят))) :flirt:

0

8

Винсент написал(а):

Может кого то заинтересует данный сериал. Вот немного из истории:

Спасибо!!!! Очень интересно! http://www.topglobus.ru/skin/smile/s10451.gif

0

9

Ссылка на сайт, где онлайн можно смотреть фильм:

http://serialu.net/velikolepnyj-vek/#more-4539

Сразу оговорюсь, не все серии дублированы в русском переводе, но есть субтитры. Причем, когда начинаешь смотреть с субтитрами, потом с переводом уже не так интересно. Очень красивый и выразительный турецкий язык.

Фильм конечно далек от исторических событий, но основные моменты в нем все же сохранили. Но интриги просто с ума сводят, на что только не готовы люди в борьбе за власть. Обалденно красивые актеры подобраны для фильма, как мужчины, так и женщины.

Фильм снимался в специально построенном для сьемок дворце, полностью воссоздавшем атмосферу того времени.

0

10

Документальный фильм о съемках сериала можно посмотреть здесь:

http://www.musvid.net/

Набрав в поиске Съемки Великолепный век и выбрав значек видео.

Отредактировано Винсент (27.09.2012 18:41:46)

0

11

фиалка написал(а):

Нет, не одна))) Я тоже  !!!!

:flag:

фиалка написал(а):

Спасибо!!!! Очень интересно!

С удовольствием готова делиться информацией.

0

12

«Великолепный век». Экранизация истории Турции
Турецкий кинематограф славится своими фильмами в первую очередь потому, что почти все они отображают культуру и традиции турецкого народа. Одним из таких фильмов является сериал «Великолепный век», который появился на экранах в январе 2011 года. Основой для фильма, кроме фантазий режиссеров и сценаристов, являются несколько старинных документов, а также исторические произведения.
Знаменитый турецкий султан Сулейман Великолепный и его любовь к украинской девушке Насте Лисовской, известной как Роксолана, окутаны мифами и легендами. Сериал «Великолепный век» рассказывает как раз об их жизни. Он основан на реальных исторических событиях, но с режиссерской интерпретацией некоторых событий. Фильм по-новому открывает эту историю.
С развитием интернет-технологий «Великолепный век» онлайн смотреть можно с любой точки земного шара, и это – одна из причин популярности этого сериала. Он воистину стал интернациональным.

О чем рассказывает сериал «Великолепный век»?
Роксолана была захвачена турками в плен еще в очень юном возрасте. Ее привезли в Стамбул. Там один визирь заметил красоту девушки и поэтому дал ее султану в качестве подарка. Используя разные интриги, умелое, или даже искусное обольщение, а также подкуп, Роксолана стала женой Сулеймана. Вскоре девушка приняла ислам, после чего получила новое имя — Хюррем. Девушка стала главной женой в султанском гареме, и кроме того, она была любимой женой этого могущественного турецкого правителя. Роксолана-Хюррем завоевала репутацию не только очаровательной обольстительницы, но и умной женщины, которая прекрасно разбиралась в искусстве, политике, а также в других государственных и культурных делах. Эта красивая женщина отличалась особой целеустремленностью: она «убирала» из своего пути всех тех, кто мог помешать ей в совершении своих замыслов. На этом и построен весь сериал.
После премьеры на экранах турецкого телевидения фильм поддавался и суровой критике одних, и слышал хвалебные оды от других. Многие турецкие специалисты в области кино, а также некоторые государственные деятели, например, премьер-министр страны Реджеп Эрдоган, обвиняли создателей сериала в чрезмерной аморальности, недопустимой для исламского общества. А другие говорили, что это действительно потрясающая экранизация легендарной истории. Как бы там ни было на самом деле, каждый человек обладает своим вкусом. И поэтому логично допустить, что отзывы на сериал «Великолепный век», наверное, всегда будут неоднозначными. В общем, сериал «Великолепный век» смотреть стоит, это настоящее произведение современного турецкого кинематографа. Делайте собственные выводы!

0

13

Историческая информация о временах Османской империи (взято с просторов интернета):

Какой вы знаете Хюррем Султан?

Часть историков по Османскому периоду высказывает гипотезу, что Хюррем Султан положило начало периоду Османской истории, именуемому «Женский Султанатом». Они утверждают, что это одна из основный причин падения Османской Империи. Хотя «Женский Султанат» - это не причина упадка Империи. Это, собственно, его итог.

Раньше я уже ходил в усыпальницу Хюррем Султан. Где находится эта усыпальница, вы и сами можете догадаться. Конечно же, рядом с мечетью Сулеймание, вместе с усыпальницей Султана Сулеймана.
Моё внимание привлёк тот интерес, который проявляют иностранные туристы к её усыпальнице. Разговоры туристов между собой на выходе свидетельствуют о том, что этот визит не был случайным, и они владеют знаниями о самой Хюррем Султан. Интересно, это предложение рождает спрос или же интерес людей к Хюррем Султан становится причиной появлению информации о ней?
Чтобы ответить на этот вопрос, я зашёл в Интернет и ввёл в поисковике слово «Роксолана». В ответ я получил кучу страниц с Интернет-адресами. Сказания о жизни Хюррем со слов свидетелей того времени ширились со времён послов Венеции при Султане Сулеймане аж до времён австрийского посла Бусбека. Её «жизненную борьбу» встречали с пониманием и подчёркивали то, что она пыталась отвоевать своё право на жизнь. Хотя опираясь на те же источники, историки последнего столетия бегут наперегонки, чтобы обвинить Хюррем.
Послы Венеции описывали Хюррем Султан «не красавицей, но обворожительной», однако историк Ахмет Рефик Алынай выносит её красоту на первый план и разносит её в пух и прах:
«.. (Хюррем Султан) желала завладеть Падишахом с помощью своей красоты и стать единственной Султаншей во дворце и в государстве. Чтобы осуществить эту мечту она не гнушалась ни обманом, ни предательством, ни убийством.»
И этого мало нашему историку. Достаётся и Султану Сулейману: «Султан Сулейман был просто инструментом в руках Хюррем, который делал всё, что она пожелает. (…) После вереницы убийств он исчезал в объятиях Хюррем и начиналась эра Султаната Нурбану..» (Ахмет Рефик Алтынай, «Женский Султанат»).
Историк Исмаил Хани Данишменд тоже утверждает, что Хюррем Султан положила начало «Женскому Султанату», который стал основной причиной падения Османской Империи:
«Считается, что смерть матери Кануни и жены Султана Явуза Хафсы Султан (…) образовала благоприятные обстоятельства для зарождения «Женского Султаната» в Османском дворце. Известная «Хасеки Хюррем Султан», о которой западная литература и история говорит, как о Роксолане, как раз в это самое время во дворцовых интригах начала использовать своё влияние на Кануни для достижения собственных интересов. Это значит, что одна из главных причин стагнации (упадка) Османской империи проявилась в её самые великие дни.» (Исмаил Хани Данишменд, «Хронология Османской истории с комментариями, том 2»).
Данишменд считает, что грехов за Хюррем накопилось немало: «В итоге Хюррем Хасеки после Макбуль Играгим Паши (это Паргалы – прим. пер.) принесла в жертву своим интересам Кара Ахмед Пашу, то есть одвела под смертную казнь двоих визирей, так же необходимо учесть, что вместе с задушенным наследником Мустафой умер и наследник Джихангир, не выдержавший смерти брата, так что она стала причиной смерти ещё и двух Шехзаде.»
Если вспомнить, что Шехзаде Джихангир являлся родным сыном Хюррем, На совести Роксоланы, положившей начало периоду «Женского Султаната», который и породил упадок Империи, помимо трёх смертей так же смерть собственного сына.
Данишменд, считавший существование Хюррем – ошибкой, жалуется даже на её смерть:
«В 1558 году смерть Хюррем Султан, которая создала во дворце «Женский Султанат» и погубила бедняжку Мустафу ради того, чтобы престол унаследовал её любимчик – Баезид, хотя и не оставила поле для манёвров соратникам Селима, всё же принесла трагедию и стала настолько же разрушительной для государства, как и жизнь этой алчной дамы.»
Такое впечатление, будто если бы Хюррем умерла пораньше, Данишменд бы забрал свои обвинения обратно.

Борьба с Махидевран

Хюррем Султан попала во дворец наложницей и стала «Хасеки», когда через год после восхождения на престол Султана Сулеймана подарила ему наследника Мехмеда. И она вступила в нешуточный бой с Махидевран, которая за 5 лет до этого родила наследника Мустафу. Дабы упрочить свои позиции, она родила ещё Михримах Султан (1522), Шехзаде Абдуллу (1523), Шехзаде Селима (1524), Шехзаде Баязида (1525) и Шехзаде Джихангира (1531).
Хюррем Султан удалось убедить Кануни выйти за рамки традиций и жениться на ней, а Махидеврат отправить подальше – к сыну Мустафе в Манису, где он был наместником. После смерти Хафсы Султан в 1534 году, которая была гарантом сохранения династии и поддерживала строгую дисциплину в гареме, единственной хозяйкой стала Хюррем. Она привязала к себе Султана излишней чувственностью, эмоциональностью. Народ, который не понимал отношений Правителя и наложницы-рабыни, уверовал, что Хюррем Сулеймана приворожила.
Хюррем Султан обеспечила мужу своей дочери Михримах – Дамат Рюстем Паше пребывать в первый раз на посту визиря длительное время, дальше же она пыталась сделать так, чтобы один из её сыновей взошёл на престол. Именно поэтому она ответственна за то, что Султан Сулейман казнил визиря Ибрагим Пашу, который поддерживал Мустафу, Кара Ахмед Пашу и самого Шехзаде Мустафу.
После удушения наследника Мустафы Хюррем Султан умерла в 1558 году в возрасте за 50.

Борьба за престол

После смерти Хюррем Султан, наследник Баезид, которого Хюррем хотела бы видеть Султаном, и наследник Селим выступили друг против друга. Шехзаде Баезид, который проиграл борьбу, потому что Селима поддержал войсками Кануни, скрылся в Иране у Шаха Тахмаспа. После длительны торгов, Шах сдал Баезида людям Селима, которые сразу же убили его и его сыновей.
В 1566 году после смерти Кануни, последняя воля Хюррем Султан осуществилась: её сын Селим, похожий на неё как внешне, так и своим поведением, взошёл на престол и стал Султаном Османской Империи Селимом II.
Если охватить понятие «Женский Султанат», которое предложил один из популярных историков Ахмет Рефик Алынай, как период, то он начался с Хюррем Султан и длился целое столетие:
«Период правления Валиде Султан (матушки Султана – прим. пер.) началось с супруги Кануни Хюррем Султан и длилось столетие во времена Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан Султан. Историки, начиная с 17-го века, среди основных факторов, повлиявших на упадок Империи, указывают «Женский Султанат».
Если мы возьмём это утверждение Халиля Иналджика (из предисловия к «Любовным письмам Османских Султанов») в качестве отправной точки для выведения понятия «Женский Султанат», то заметим одно несоответствие: Хюррем Султан умерла в 1558 году, её сын Селим взошёл на престол в 1566 году. И очевидно, что она не могла начать «Женский Султанат», поскольку никогда не правила как мать Падишаха.
Хюррем Султан дейтсвительно помешала своему пасынку Мустафе взойти на престол и повлияла на Кануни, чтобы он его задушил. Потому что если бы на престол взошёл Мустафа, её собственные сыновья были бы убиты, а она утратила свой статус. В таком случае разве можно считать попытки спасти своё положении и жизнь собственных сыновей «личными интересами»?

«Женский Султанат»: причина или следствие?

Начиная с Хюррем Султан, одна за одной следовало 4 женщины, которые сильно влияли на Султанов, дали название этому периоду как «Женский Султанат». Однако не стоит забывать, что «Женский Султанат» - это не причина упадка Османской Империи, это его следствие.
Кануни, после того, как захватил Венгрию и Багдад (1520-1566), во второй половине своего правления не совершал завоеваний, да и не мог. Через 250 лет после основания Османской Империи её границы достигли Римской Империи. На западе многолюдна Германия и Австрия; на востоке – Иран. Армия, вышедшая вначале лета из Стамбула, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Из-за того, что управление Империей полностью зависело от Султана, его пребывание долгое время вне Стамбула, который находился на одинаковом расстоянии от западный и восточных границ, вызывало проблемы. Европейцы тем временем совершенствовали способы защиты и оружие. Расходы на походы стали значительно превышать прибыль. На вопрос «Женский Султанат» породила Хюррем Султан?» мы можем дать ответ: «Его породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи».
Однако не стоит забывать, что Османская Империи, которая распалась на 24 государства, как подчёркивает Ильбер Ортайлы, всё же оставила значительный след в истории, точно Третий Рим.

Отредактировано Винсент (27.09.2012 18:49:14)

0

14

Немного фото из фильма:

http://s1.uploads.ru/yeVMB.jpg

http://s1.uploads.ru/NlZML.jpg

http://s1.uploads.ru/JAilZ.jpg

Отредактировано Винсент (27.09.2012 18:59:28)

0

15

Запретная любовь в Сарае

Историям о безумных оргиях в турецком гареме мы обязаны не столько азиатскому распутству, сколько сексуальному голоду европейцев, измученных пуританской моралью.


Дьюла Торнаи (Gyula Tornai, 1861–1928). «В гареме» (1901). «Что такое Дон Жуан и его mille e tre по сравнению с султаном? Второразрядный искатель приключений, обманутый обманщик, чьи скудные желания — капризы нищего — исчерпываются горсткой возлюбленных… Что за жалкая участь — шататься при луне с гитарой за спиной и томиться ожиданием в обществе полусонного Лепорелло! А султан?! Он срывает лишь самые чистые лилии, самые безупречные розы в саду красоты, останавливает взгляд лишь на совершеннейших формах, не запятнанных взглядом ни единого смертного…». Теофиль Готье (Pierre Jules Thеophile Gautier, 1811–1872), «Путешествие на Восток».

В 1218 году орды Чингисхана (Chinggis Khaan, ок. 1162–1227) обрушились на Среднюю Азию. Спасая свою жизнь от монгольской сабли, побросав весь скарб, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей, устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто тогда и представить себе не мог, что этот крошечный участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса. Да, речь идет об Оттоманской (Турецкой) империи и турках-османах, как принято называть потомков кайы. И чем дальше распространялась власть турецких султанов в последующие 400 лет, тем роскошнее становился их двор, куда стекалось золото и серебро со всего Средиземноморья. Воистину, они были законодателями мод и образцом для подражания в глазах правителей всего исламского мира. И, конечно, притчей во языцех был султанский гарем. В это легко поверить, достаточно один раз побывать на женской половине султанского дворца Топкапы в Стамбуле: это даже не город, это — целое царство.

О чем мечтать в гареме

Вообще, слово «гарем» (haram) — не турецкое, а арабское. И обозначает оно всё, что запретно, тайно или недоступно, в частности часть дома, где жили жены и наложницы хозяина. По-турецки гарем назывался «сараем» (saray), то есть большим домом или дворцом. Отсюда и французское «сераль», как любили называть покои султана в Европе в XVIII–XIX веках, рисуя в своем воображении сладострастный образ огромного публичного дома. Однако это были всего лишь праздные домыслы, хотя число султанских рабынь действительно не может не впечатлить. Так, при Мехмеде III (Üçüncü Mehmet, 1568–1603) их было около пяти сотен. Пополнялся сераль пленницами, захваченными в военных походах, купленными на невольничьих рынках или подаренными султану его приближенными. Обычно брали черкешенок, которыми тогда называли всех жительниц Северного Кавказа. В особой цене были славянки. Но в принципе в гареме мог оказаться кто угодно. Например, там провела большую часть своей жизни француженка Эме де Ривери (Aimée du Buc de Rivéry, 1763-?), кузина Жозефины Богарне (Joséphine de Beauharnais, 1763–1814), будущей жены Наполеона (Napoléon Bonaparte, 1769–1821). В 1784 году по пути из Франции на Мартинику она была захвачена в плен алжирскими пиратами и продана на невольничьем рынке. Судьба была к ней благосклонна — позже она стала матерью султана Махмуда II (Ikinci Mahmut, 1785–1839).
Обычно возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат.


Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780–1867). «Большая одалиска» (1814). Одалисками (от турецкого odaliq — «служанка») в XVIII–XIX веках на Западе называли всех наложниц гарема, без различия их статуса.

Через два года девушку ждал экзамен, который принимала сама валиде-султан — мать царствующего султана, первый человек в гареме. Не сдавшие отправлялись на кухню и в дворницкие, сдавшие — становились джарийе, потенциальными наложницами султана. Мы говорим потенциальными, потому что далеко не каждой выпадало счастье разделить с султаном ложе. Многим суждено было прожить свой век в тоске и ревности. Правда, если одалиска в течение девяти лет так и не познала султана, её старались при первой возможности выдать замуж за какого-нибудь чиновника, обеспечив хорошим приданым и вернув свободу. Вообще, к гаремным рабыням отношение было вполне заботливым и внимательным. Даже самой последней джарийе из султанской казны всегда выдавалось денежное содержание на косметику, наряды и сладости, а на праздники делались дорогие подарки.
Те, кто не впал в депрессию, тоскуя о родном доме, мечтали стать гёзде (gözde — любимая, пользующаяся благосклонностью), то есть теми, с кем султан провел хотя бы несколько ночей. Но даже если это была всего одна ночь, статус одалиски резко повышался, ей полагалось повышенное содержание, более комфортабельные покои и несколько черных рабынь. Численность гёзде обычно не превышала сотни. Такое счастье могло выпасть одалиске в любой момент: султан мог положить на нее глаз в самом начале, когда ему представляли сдавших экзамен джарийе, или во время прогулки, или на торжестве, где прислуживала будущая счастливица. Тогда султан посылал своей избраннице подарок и букет цветов — это означало, что он ожидает её сегодня ночью. Понравившись султану, гёзде получала шанс стать икбал (ikbal — счастливая), то есть фавориткой. Их было относительно немного: у Махмуда I (Birinci Mahmut, 1696–1754) их было пятнадцать, а Селима II (İkinci Selim, 1524–1574) — девять. Можно представить, насколько отличался уровень жизни фавориток-икбал от других рабынь. Если же гёзде или икбал беременели и приносили султану сына или дочь, они становились кадинами (kadin — женщина, мать), небожительницами гарема, ну, а самым счастливым выпадала честь стать султанскими женами — кадин-эфенди.
Жен у султана было четыре, больше не позволяли законы шариата (количество рабынь не ограничивалось). Но с точки зрения мусульманского права, статус кадин-эфенди отличался от статуса замужних женщин, обладавших личной свободой.
Замужняя женщина в Турецкой империи, — писал Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы, — имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта […] Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина — честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами.
Турчанка вполне могла сама инициировать развод, для чего ей было достаточно лишь представить в суд свидетельства плохого с ней обращения.


Леконт дю Нуи (Jean-Jules-Antoine Lecomte du Nouy, 1842–1923). «Счастливая» («Белая рабыня», 1888). Вино одалискам было строго запрещено, в отличие от гашиша.

Первые султаны ещё брали в жены принцесс из соседних государств, но вскоре эта практика прекратилась: агрессивная политика Турции не предполагала никаких долговременных союзов, основанных на брачных связях. С кадин-эфенди все было гораздо проще: никаких контрактов и обязательств. Именно отсутствие контракта позволяло султану отправлять рассердившую его жену в Старый дворец, а на её место брать новую. Но такое бывало крайне редко и вовсе не означает, как полагали европейцы, что со своими женщинами султаны обращались исключительно как с неодушевленными предметами. Конечно, султаны зачастую были деспотичны, но их сердцам были ведомы и нежность, и привязанность, и страсть. А уж как представляли себе гаремный секс! Ведьмы на шабаше, наверное, застеснялись, если бы им рассказали о нем. Чего стоит один де Сад (Donatien Alphonse François de Sade, 1740–1814). Все дело в том, что европейские путешественники и дипломаты так и не смогли разобраться в исламской сексуальной культуре, произвольно истолковав её принципы.

Секс во имя Аллаха

В сравнении с Европой, отношение к сексу в исламской цивилизации было принципиально иным. В христианском мире физическое удовольствие от любви даже с законной супругой всегда воспринималось как некое маргинальное состояние, которое незаметно заводит в трясину смертных грехов. Ведь в Эдеме секса не было. Он появился после грехопадения и то лишь с одной определенной задачей — воспроизводством рода. В исламе же секс представлялся естественным продолжением любви духовной: «Если ты не любил и не знал страсти, то ты — один из камней пустыни» (аль-Ансари, XI век). С аль-Ансари был согласен и аль-Газали (Abū Ḥāmid Muḥammad ibn Muḥammad al-Ghazālī, 1058–1111), известный толкователь священных текстов из Хорасана. В своем труде «Счастливый мусульманский брак» он писал, что без соития любовь ущербна. Отказываясь от нее, мусульманин отказывается от дара, ниспосланного ему Всевышним, что означает его оскорбление. Именно поэтому в исламской культуре, в отличие от европейской, не было культа платонической любви, равно как и узаконенной практики монашеского аскетизма — ведь сам Мухаммед (Muhammad ibn ‘Abdullāh, 571–632) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну идти по пути полового воздержания с целью полностью посвятить себя служению Аллаху.
И если по европейским средневековым представлениям при соитии рядом с любовным ложем всегда должны были крутиться бесы, дабы распалить воображение партнеров и тем самым ввести их в грех мысленного блуда, то в исламе любящие находились под благословением Всевышнего. Если на Руси перед тем, как познать женщину, снимали нательный крест, то на Востоке произносили басмалу: «Бисмиллахир-рахманир-рахим» («Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда»). Тем, кто придерживался этого обычая, Мухаммед обещал, что
ангелы, записывающие наши деяния, беспрерывно будут записывать им благие деяния до тех пор, пока они не совершат обязательное купание (посткоитальное омовение). И если вследствие этого сближения произойдет зачатие и родится ребенок, то им запишется столько же добрых дел, сколько раз будет дышать этот ребенок и последний из числа его потомков.
Именно это полноправие секса европейцы интерпретировали как разрешение интимной распущенности. На самом деле это было не так. Напротив, в гаремах никогда не было и не могло быть тех оргий, в которые погрузилась европейская аристократическая богема в XVIII веке, уверенная, что в этом она подражает султанам Турции. Последние же никогда не сомневались в том, что хуже, чем отказаться от дара Аллаха, может быть только одно — осквернить этот дар. Поэтому в стамбульском гареме соблюдались все ограничения, налагаемые Кораном на сексуальную сферу. Это касалось анальной, групповой или однополой любви вместе с остальными формами сексуальных извращений. Не разрешалось даже смотреть на половые органы партнера во время соития (в остальное время это было можно), и султаны аккуратно укрывали свое достоинство парчовым покрывалом (иначе, по поверию, зачатый ребенок мог родиться слепым). Именно из-за запрета на разглядывание гениталий в гаремах не изучалась Камасутра, вернее тот её раздел, который посвящен сексуальным позам (техническими приемами любви одалиски владели в совершенстве).
Была и другая причина: турки считали, что ребенок, зачатый в неестественной позе, родится косым или горбатым. Но надо сказать, что султаны не страдали сексуальным пресыщением — их вполне устраивали две-три традиционные позиции. Некоторые даже отказывались от позы, когда мужчина находится сзади: их смущало все, что могло ассоциироваться с анальным сексом. Правда, существует теория, что в гаремах процветала гомосексуальная педофилия. Но это отдельный вопрос (отсылаем читателя к статье Акмаля Саидова «Гарем: При свете голубой Луны» в «Историческом журнале», 2005, №12).
Сложнее обстояло дело с оральным сексом. Среди придворных философов и теологов в разные времена не было единства — считать ли мужскую жидкость грязной, как кровь и моча, или чистой, как слюна или молоко матери. Те султаны, которые придерживались первой точки зрения, были вынуждены не доводить оральные ласки до семяизвержения. Некоторые даже боялись смотреть на свое семя, полагая, что от этого может помутиться рассудок.
Помимо уже упомянутых запретов, в османском гареме было запрещено подходить к женщине в период месячных, во время хаджа и в светлое время месяца Рамадан. Нежелательным считалось и сближение в три ночи месяца по лунному календарю: первую, пятнадцатую и последнюю, иначе ребенок мог родиться слабоумным. Это же могло произойти в случае, если после «первого акта соития не совершить омовения и не испустить мочу» (аль-Газали).

Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme, 1824–1904). «Бассейн в гареме» (1876). Лесбийская любовь в гареме была довольно обычным делом, хотя, случалось, за нее и казнили.

Наконец, нельзя не сказать и о галантности гаремного секса. Считалось недостойным султана оставить женщину неудовлетворенной или начать соитие без ласк. В течение всего процесса женщина должна была чувствовать, что она любима и защищена. Не даром исламские философы говорили, что «секс — это милосердие». Большую часть ночей султан должен был проводить со своими женами, а не с икбал, причем каждой из кадин-эфенди он должен был оказать одинаковую долю внимания, никого не обижая. А если у властителя половины мира в силу возраста или плохого самочувствия не было сил на любовные утехи, он должен был воспользоваться имитатором своего мужского достоинства.

Интимный механизм политики

Одалисок обычно заставляли предохраняться от беременности, используя гомеопатические мази и отвары. Но, конечно, такая защита была недостаточно эффективной. Поэтому в задней половине дворца Топкапы всегда раздавался щебет детских голосов. С дочками было все просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников. А вот мальчики — шах-заде — были не только источником материнской радости. Дело в том, что каждому шах-заде, не важно, был ли он рожден от жены или наложницы, принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.
Вообще, участь шах-заде была незавидна. С восьми лет каждого из них помещали в отдельную комнату, называемую кафес — «клеткой». С этого момента они могли общаться только со слугами и учителями. Родителей им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях — на больших торжествах. Они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке. После завершения курса наук и наступления совершеннолетия шах-заде меняли прислугу: теперь рабы, обслуживающие и охраняющие их, заменялись на глухонемых. Такими же были и одалиски, скрашивающие их ночи. Но они не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей.
Таким образом, шах-заде были звеном, соединявшим гаремную жизнь со сферой большой политики, превращая мать, жен и наложниц султана в самостоятельную силу, оказывающую прямое влияние на государственные дела. Борьба партий временами приобретала исключительный по своей отчаянности характер. Дело в том, что, по распоряжению Мехмеда II (İkinci Mehmet, 1432–1481), новый султан должен был убить всех своих братьев. Так предполагалось избежать закулисной политической борьбы. Но на деле эта мера привела к обратному: обреченность шах-заде заставляла их ещё активнее бороться за власть — ведь, кроме своей головы, терять им было уже нечего. Клетка и глухонемая стража здесь не помогала, гарем был наполнен тайными связными и информаторами. Указ Мехмеда II был отменен только в 1666 году. Однако к этому времени гарем стал уже неотъемлемой частью внутриполитической жизни Оттоманской империи.
Но в серале имелась и третья сила, принимавшая самое непосредственное участие в государственных делах, — евнухи, гарем-агалары. В их задачу входила охрана гарема и руководство внутренними службами. Старший евнух — кызлар-ага — по государственной значимости стоял вровень, а зачастую и выше великого визиря. Он был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Также он был начальником корпуса алебардщиков. И это понятно: раб, привезенный мальчиком из далекой Африки, своим положением обязанный только султану, не имеющий родственников вне гарема и лишенный возможности продолжить свой род, разве это не лучшая кандидатура на роль доверенного лица султана? В стамбульском гареме служили в основном гарем-агалары из Абиссинии (Эфиопии) и Судана. Дело в том, что они лучше переносили процедуру кастрации: белые мальчики часто умирали после нее. Евнухи делились на три категории. Сандалы, у которых было отрезано все — и пенис, и яички. Спадоны, у которых были удалены только яички методом выдергивания. И тлибии, у которых яички были отбиты. Спадоны и тлибии ещё долгое время после операции сохраняли способность получать сексуальное удовольствие. Более того, из рассказов рабынь, покинувших сераль, известно, что некоторые гаремные красавицы только им ведомыми способами могли удовлетворить даже сандала. Однако если подобная связь раскрывалась, и евнуха, и одалиску ждало серьезное наказание: гарем-агалару — палки и изгнание, одалиске — мешок с ядром и дно Босфора.


Антон Хикель (Anton Hickel, 1745–1798). «Роксолана и султан» (1780). Музицирование и танцы были главными развлечениями обитательниц гарема.

Особую политическую значимость гарем получил во второй половине XVI — середине XVII веков — эпоху, названную «женским султанатом». Её начало связывают с личностью Роксоланы (Анастасии Лисовской, ок. 1506–1558), или Хуррем-султан. Украинка по происхождению, она была любимой женой султана Сулеймана Великолепного (Kanuni Sultan Süleyman, 1494–1566 ). Стараясь обеспечить своему старшему сыну Баязиду трон, Роксолана не только извела свою соперницу черкешенку Гюльбахар и её сына Мустафу, но и не остановилась перед убийством собственного ребенка: её младший сын Джихангир тоже был казнен по обвинению в измене. На совести Роксоланы была и смерть великого визиря Ибрагим-паши (1536). По мнению некоторых историков, если бы Ибрагим-паша остался у власти, Турция, вероятно, изменила бы приоритеты своей внешней политики. Паша был убежден, что для империи пришло время повернуться лицом к Востоку и направить свою экспансию в сторону Кавказа и Ирана, поскольку граница турецких владений в Европе ушла настолько далеко на запад, что это грозило сбоями в работе систем армейского обеспечения. Но судьба рассудила иначе, и все осталось по-прежнему, что было значительным стратегическим просчетом.
Однако в большинстве случаев первую роль в гаремных интригах играли не жены, а матери султанов. Как, например, гречанка Кёсем-султан, мать Мурада IV (Dördüncü Murat, 1612–1640) и Ибрагима I (Birinci İbrahim, 1615–1648), или привезенная из России Турхан-султан, мать Мехмеда IV (Dördüncü Mehmet, 1642–1693). В малолетство последнего между Кёсем-султан и Турхан-султан разыгралась нешуточная борьба за власть в гареме, из которой русская вышла победительницей. В последствии она отменила указ Мехмеда II о необходимости убийства султанских братьев. Но, в целом, женское правление сказалось на Турции не лучшим образом. Интриги, подкупы и тайные убийства заметно ослабили османскую государственную систему: с 1579 по 1656 годы в Османской империи сменилось 66 визирей. И только после того, как пост великого визиря перешел в руки рода Кёпрюлю (Köprülü, середина XVII века), в Блистательной Порте установился порядок.
После этого Турецкая империя просуществовала ещё 252 года. Будут сменяться султаны и визири, валиде-султанши и кадин-эфенди, но строй гаремной жизни почти не изменится. В 1918 году в стране началась революция, была провозглашена республика, а многоженство запрещено. Последний султан Мехмед VI (Altıncı Mehmet, 1861–1926) в 1922 году, бросив гарем, покинул страну на английском корабле. Судьба большинства последних обитателей сераля сложилась драматично: не приспособленные к жизни во внешнем мире, они окончили свои годы в бедности и печали.

Павел Котов, 11.08.2009

0

16

И еще немного про гарем (также с интернета):

Гарем. Завеса тайны

Harem-i Hümâyûn (Харем-и Хумаюн, Султанский Гарем) – «Золотая клетка», ограждённая стенами, в которой самые прекрасные девушки мира сражались между собой, дабы завоевать сердце Султана, где проворачивались самые опасные интриги и постоянно ходили сплетни, в которой творились самые безжалостные преступления.

Это и подобные определения принадлежат перу европейцев, которые не видели Гарем даже одним глазком. Для европейцев гарем всегда был местом, покрытым завесой тайны, будоражащим сознание и пробуждающим мечты. Сложно себе даже помыслить, чтобы европейцы могли видеть гарем, в который не могли заходить даже высшие чиновники Османской Империи. И тем не менее, европейцами, которых так интересовало устройство гарема, было записано очень много информации, в том числе и о гареме – но ошибочной! Например, в период правления Мурада IV (1648-1687) секретарь английского посольства Райкот написал, что для того, чтобы выбрать себе девушку на ночь, Султан выстраивает наложниц в два ряда и бросает платок той, которая ему приглянётся, однако это не что иное, как фантазии. Жена английского посла времём Султана Ахмеда III (1703-1730) Вортлея Монтегю, леди Монтегю, была одной из немногих европейцев, которые могбли бы получить скудные сведение о гареме благодаря своему знакомству с высшими чиновниками Империи. Леди Монтегю в своём письме от 10 марта 1718 года так описывает правду об истории с платком, которую ей рассказала одна из жён Султана Мустафы II (1659-1703), Хафса Султан:
«Она рассказала, что давняя история о том, что Падишах бросает платок девушке, которая ему понравилась, - это неправда. Девушку, которая ему понравилась, Падишах звал через гаремного агу. Служащие гарема отводили девушку, которую вызвал к себе Султан, в хамам, наносили ей на тело пахучие смеси и одевали в прекрасные одежды. Перед собой Падишах отправлял девушке подарок, а потом уже входил в покои, в которых она обитала. Так же неправда, что девушка шла до кровати на коленях…»
Слово «гарем», пришедшее в арабский язык из аккадского, означает «охраняемое, священное место, вещь». Место в домах, где женщины ведут свою повседневную жизнь, не пересекаясь с мужчинами, называют «гарем».
Информация о порядках первого Османского гарема до наших дней почти не дошла. Во времена второго правителя Османского Государства Османа Гази (1326-1362) параллельно с организацией государственного управления были заложены основы и организации гарема. Орхан Гази был женат на двух византийских принцессах. Во времена Султана Фатиха Мехмеда (1451-1481) параллельно с развитием системы государственного управления, Харем-и Хумаюн наконец обрёл свою организационную структуру. Во времена Мурада III (1574-1595) население гарема выросло, и Султанский гарем разросся. Хотя первое, что приходит на ум при слове «гарем», это сексуальная жизнь, Харем-и Хумаюн – это дом Падишаха и образовательный центр.

Османский дворец состоял из трёх частей: Бирун, Эндерун и Гарем. И Харем-и Хумаюн включал в себя как Гарем, так и Эндерун. По словам историка Османского периода Халиля Иналджика, в то время, как Энерун являлся школой, в которой растили мужчин-управленцев, Гарем был школой, в которой обучали женщин-управленцев.
В гареме проживал Падишах со своей семьёй, прислуживающие им рабыни, то есть наложницы, и гаремные аги. До времён Баезида II (1481-1512) Османские Падишахи женились на византийских и балканских принцессах, или же на княжных из анатолийских княжеств. После Баезида II княжества в Анатолии были упразднены и стало традицией выбирать жён Султанам и Наследникам из наложниц. Исключением были только Осман II (1618-1622) и Абдульмеджид (1839-1861).
Дворцовая потребность в наложницах удовлетворялась за счёт пленных, захваченных во время походов или же благодаря рабыням, купленным на невольничьих рынках. Писательница Лейла Саз, которая в конце 19-начале 20 века была в близких отношениях с правящей династией, так пишет в своих воспоминаниях: «Некоторые черкешенки растили своих дочерей под колыбельные, в которых описывается гаремная жизнь как жизнь в роскоши и достатке среди алмазов».
Девушек, которым выпал шанс попасть в гарем, прежде всего осматривала повитуха и доктор. Более того, служители гарема в первую ночь внимательно наблюдали за девушками-кандидатами в наложницы: храпит она или нет и насколько глубокий у неё сон. (Историк Чатай Улучай утверждает, что некоторые Падишахи для того, чтобы заполучить к себе в гарем девушку, которая им приглянулась, выходили за рамки закона). В гареме находились не только красавицы. Так же там были карлики, немые и шуты, которые прислуживали Падишаху и его семейству.
После попадания в гарем возвыситься можно было до Валиде Султан, Ханым Султан или же жены визиря. Девушкам, которые попадали в гарем, прежде всего меняли имена. Зачастую это были имена из фарси по типу Дюрришевар, Рухшах или Хошнева. Потом девушек расселяли по многочисленным комнатам гарема комнатам согласно их возрасту. Присматривали за наложницами калфы и уста, под их надзором девушек обучали исламу, турецкой культуре, правилам хорошего тона, красноречию и умению поддержать беседу, рукоделию, грамоте, танцам, игре на музыкальных инструментах и особенному «дворцовому» турецкому, который звучал как «geloorum, gidoorum». Девушка, получив хорошее образование, получала статус наложницы. Наложницы, получив необходимое дополнительное образование, могли стать калфой а потом устой.

Уклад жизни наложницы целиком и полностью зависел от благосклонности Падишаха. Наложницы получали образование в Старом Дворце, который находился на месте современного Стамбульского Университета. Потом их отводили к Султану на смотрины. Если Падишаху нравилась предоставленная ему наложница и он пускал её в свою постель, наложница переезжала на новое место жительства – во дворец Топкапы. Наложница теперь становилась одной из «любимиц» и с нетерпение ожидала в Харем-и Хумаюн дней, которые она проведёт с Правителем. Наложница, которая во время проживания в Топкапы забеременеет от Султана, начинает возвышаться по карьерной лестнице.
Те их наложниц в Топкапы, которые выделялись своей красотой и смекалкой, после рождения сына могли возвыситься до Валиде Султан. Валиде Султан, то есть мать Падишаха, - руководительница гарема. Тех же, кто проводил ночи с Падишахом, но никак не мог забеременеть, выдавали замуж за одного из подчинённых Султана и высылали из дворца.
Чтобы убить время, наложницы играли друг с другом в разнообразные игры. В 19 веке под влиянием Запада одной из популярных игр была игра «Поп сбежал» (карточная игра, по-английски называется old maid). Самой интересной из всех игр для наложниц были танцы под аккомпанемент саза. Под надзором главного, девушки, окончившие танцевальные курсы, имели возможность продемонстрировать свои таланты.
Так же во время таких развлекательных мероприятий помимо танцовщиц девушки играли в игру кёчек (köçek oyunu), переодеваясь в мужчин, или же играли в активную «заячью игру». В 19 веке влияние Запада отразилось даже на гаремных играх. Самой большой популярностью в то время пользовался театр.
Ежедневные занятия и развлечения не ограничивались рамками гарема. Мероприятие, которое называется «хальвет», имело для народа во дворце особое значение. «Хальветом» называли развлечение жителей дворца в саду и на прогулочных тропинках. Хальвет, проводимый в главном дворцовом саду заблаговременно оглашался письменным приказом Падишаха. Главный Сад превращался в место развлечений. Гаремный ага кричал «Хальвет» и все бежали в сад, где всё уже было заранее приготовлено. Там они целый день веселились от души. Вечером гаремный ага опять кричал «Хальвет» и все возвращались в гарем.
Так же одно из мероприятий, которое позволяло населению гарема выходить за его пределы, - это прогулки по окрестностям. Для подобных прогулок в Стамбуле больше всего предпочитали Садабад. К таким прогулкам начинали готовиться за много недель вперёд и на месте гуляний заблаговременно устанавливали шатры. Колонна карет во главе с Валиде Султан выезжала в путь. Когда она достигала шатров, начиналось небывалое веселье.

Одним из событий, которые рассеивали унылое дворцовое настроение, было обручение или свадьба дочери или же племянницы Султана. Наложницы веселились от души до поздней ночи. А с первыми лучами солнца дворцовая суета возобновлялась с того же места, где была покинута вчера, и гости готовились к приёму у невесты.
Гарем видел множество Валиде Султан, множество влиятельных дам. У некоторых мужья или сыновья умерли, у некоторых – свергнуты с престола. После этого они были обязаны вернуться в Старый Дворец. В разрез общепринятому мнению, гарем не был место без горя и несчастья. Здесь плели интриги, более того – иногда невестки и свекрови организовывали заговоры, чтобы поубивать друг друга.
Но это не была исключительно женская борьба, это была борьба за то, кто следующим сядет на трон Империи. Проиграть – это вернуться в Старый Дворец, и, и того хуже, увидеть смерть собственных сыновей. Но Валиде Султан, которой таки удалось посадить на престол своего сына, в первую очередь должна была позаботиться о наследнике. Случалось такое, что Шехзаде, всю жизнь прожившие в страхе за собственную жизнь, напрочь теряли интерес к противоположному полу. Стоит отметить Кёсем Султан. После того, как её сын Ибрагим стал Падишахом в 1640 году, она сделала всё возможное, дабы возбудить в нём интерес к женщинам. В итоге добилась желаемого. Только лишь Ибрагим стал слишком падок на женщин, стал игнорировать мать и отбросил её на второй план. Потом ему это аукнулось неприятностями в гареме.

Дворцовые дамы до 16-го века особо не выходили на первый план. Первыми гаремными женщинами, которые показали себя, были жена Султана Сулеймана Хюррем и её дочь – Михримах. После Кануни во времена Селима II (1566-1574) его жена Нурбану Султан, во времена Мурада III (1574-1595) его жена Сафие Султан играли активную роль в управлении государством.
В 17 веке Падишахи стали приходить к власти детьми и в государственном управлении образовался пробел. В это время государственное управление в свои руки взяли Валиде Султан и гарем. Поскольку на тот момент в государстве не было традиции перехода власти в Королеве, на подобии европейской, это поставило Османскую Империю в трудное положение. Историкам того периода кажется странным, что женщины могут взять на себя управление государством, поэтому участие Валиде Султан в государственных делах критиковали. Среди причин упадка Османской Империи в 17 веке историки называют «Женский Султанат». Если взять во внимание всю информацию Османской истории, не поддав её никакой критической оценке, то перед нами вырисовываются крайне негативные портреты Валиде Султан того времени, которые только и делали, что плели интриги.
Однако представляя себе эти негативнее образы, все забывают, что в период, когда у правящей династии не было совершенно никакого авторитета, Кёсем Султан и Турхан Султан взяли управление государством в свои руки и хоть каким-то образом спасли авторитет Османской Империи. Эти Валиде Султан ставили превыше всего продолжение правления династии и именно благодаря им государство продолжило своё существование.
Чтобы пресечь все ссоры и недопонимания среди девушек, Падишахи каждой из девушек, с которой они будут вместе, назначали свой день. Кануни Султан Сулейман ещё до смерти Хюррем Султан сблизился с девушкой по имени Гюльфем. Эта любимица Кануни строила мечеть в Стамбуле, в Ускюдаре. Но никак не могла её закончить из-за нехватки средств. Хасеки, которая совершенно не могла выносить Гюльфем, предложила ей помощь – купить ночь, которая назначена ей для близости с Падишахом. Провести с Султаном ночь – это было отличной возможностью рассчитывать на его благосклонность. Однако Гюльфем хотела закончить мечеть как можно скорее и согласилась на предложение Хюррем. Когда настала ночь, Кануни ожидал Гюльфем в своих покоях, мечтая именно о ней, и удивился, когда увидел перед собой свою Хасеки. Кануни послушав наговоры на Гюльфем от Хюррем, которая страшно ревновала, позвал гаремного агу и приказал: «От той, которая готова продать другой ночь со мной, ничего хорошо не жди. Голову с плеч!». Прошло немного времени, Кануни узнал правду. Хоть он очень огорчился, времени назад не вернёшь. И он позвал архитектора Синана, чтобы тот закончил начатую Гюльфем мечеть в Ускюдаре.
Ревность наложниц друг к другу могла заканчиваться и собственноручным убийством. Гюльнуш Султан – главная жена Мехмеда IV (1648-1687) – очень сильно ревновала мужа к наложнице по имени Гюльбеяз. Гюльнуш Султан составила план и отвезла Гюльбеяз во дворец Кандилли. И убила там Гюльбеяз, столкнув её в море со скалы, когда та наблюдала за пейзажем.
Дворцовую атмосферу, полную секретов, создавали так же и гаремные аги. Назывались они евнухами. Когда в Османский дворец принимали евнуха, он должен был быть полностью кастрированным и уродливым, чтобы наложницы не проявляли к нему интерес. (Служители гарема, несмотря на то, что бы кастрированы, полностью своего мужеского чувства не теряли. Поэтому жена Халифа Муавие повелела принимать на службу только пожилых евнухов.)
Евнухи в душе оставались детьми, поэтому много времени тратили на игры с животными, еду и сплетни.
Иногда историки называют евнухов «арабами с кровавыми руками», поскольку они играли значительную роль в государственных делах. Евнухи существовали так же и в других тюркских исламских государствах, Китае, Месопотамии, Риме и Византии. Во времена Мурада III гарем значительно вырос, соответственно выросло и количество евнухов, а так же их прибыли.
Евнухи управляли гаремом, в котором было более 250-ти комнат, десятки хамамов и дворов. Гаремные аги стали особенно влиятельными в 17 веке, когда авторитет государства значительно упал. Тогда они могли ставить угодных себе людей на любые высшие посты государства, включая пост главного визиря.
До сегодняшнего дня вместо того, чтобы проявить уважение к личной жизни Падишаха, Османский гарем в основном являлся средством для воплощения личных эротических фантазий. Однако на самом деле он был не только жилищем Султана, но и важным государственным органом.

0

17

Жители гарема:
Dr. Ercan Afyoncu

Валиде Султан

Матери Падишаха, то есть Валиде Султан, управляли гаремом. По сказаниям, термин «Валиде Султан» начал использоваться с периода правления Мурата III (1574-1595).
Валиде Султан была тенью Падишаха в гареме. Остальные жители гарема подчинялись приказам Валиде и находились под её контролем. Судьба матерей Шехзаде (наследников) зависела от того, станут ли их сыновья Падишахами.
После смерти Падишаха, мать мёртвого Правителя переезжала в Старый Дворец, а мать нового падишаха переезжала из Старого Дворца в Новый, то есть, в Топкапы. Её переезд сопровождался торжественной процессией и назывался «Шествие Валиде».
Валиде, прибывшая в Топкапы, становилась правительницей гарема, пока её сын не умрёт либо его не свергнут с престола. Ежедневная прибыть Валиде была в три раза больше прибыли Великого Визиря. Звезда Валиде, чей сын умер либо был свергнут с престола, угасала.
Когда на престол восходил новый Падишах, Валиде Султан отправляли в Старый Дворец. Если у неё не было сына, который сможет стать Падишахом, она вынуждена была жить там до самой смерти.

Дочери Падишаха

Сначала дочерей Падишаха называли «хатун», но в период правления Султана Фатиха Мехмеда их стали именовать «Султан». Титул «Султан» у Шехзаде шёл перед их именем, у дочерей Падишаха – после.
Для того, чтобы сообщить населению о рождении Султан, то есть дочери Падишаха, производили пушечные залпы и устраивали народные гуляния. Новорождённой дочери Падишаха и её матери сразу же жаловали отдельные покои, а для присмотра за ребёнком посылали няньку, кормилицу, калфу и рабынь.
Начальное образование Султанше давала мать, а когда девочка выходила погулять, с ней всегда находилась нянька. Когда Султанша достигала «школьного» возраста, по приказу Падишаха начиналось её обучение.
Если кандидат на руку дочери Падишаха был женат, он был вынужден для начала развестись с прежней женой. Женатые на дочери падишаха получали титул «damad-ı şehriyarı», то есть, зять Падишаха. Зять Падишаха развестись по собственному желанию не мог.
Развестись можно было только тогда, когда этого пожелает сама дочь Падишаха. Начиная с периода правления Ахмеда I (1603-1617) встречалось много Султанш, которые выходили замуж больше одного раза, поскольку первый раз их выдавал замуж практически в детском возрасте.

Наложницы

Наложницы – это рабыни. Для поступление рабынь в Османский гарем было три пути. Первый: часть красивых девушек, захваченных в плен на войне, отбирали для Падишаха.
Второй: девушки, которых отправляли в подарок Падишаху знатные особы других государств.
Третий: рабыни, купленные на невольничьих рынках.
Попав в гарем рабыней, можно было возвыситься самое большее до Валиде Султан. Поэтому при отборе наложниц смотрели не только на внешнюю красоту, так же обращали особое внимание на характер и ум.
Наложницы, которые со временем могли возвыситься до самых значительных титулов и могли стать одними из приближённых к Султану, так же получали основательное образование. Однако это образование было не столько книжным, сколько направленным на практическое применение полученных знаний.

0

18

Винсент
Ира, снимаю шляпу!!! [взломанный сайт]  Проглотила всё, с огромным интересом и удовольствием!!! Я очень давно это  читала, без интернета, много забыла и много пропустила, спасибо!
Я пропустила серии и осталась в неведении, куда делась и что было с принцессой Изабеллой Фортуной и есть ли эти серии где посмотреть, я с компом на Вы.., может ссылочку пришлёшь только на них.?
фиалка
Винсент
Смотрим дальше!!!!! [взломанный сайт]

0

19

Винсент
А  по ссылке фильма не включается..... [взломанный сайт]  мой комп говорит что там вирус....

0

20

Елена Т
включается, просто открывается новое окно ,которое нужно быстренько зарыть.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Кеесхонд(вольфшпиц) » ОБЩЕНИЕ » Отзовитесь кто смотрит турецкий сериал Великолепный век